Информационное сообщение о деятельности Общероссийской общественной комиссии по пробле­мам использования сметных программ, содержащих недостоверные данные

 

В марте 2009 года на очередном заседании Президиума Об­щероссийского профессионального союза сметчиков была создана Общероссийская общественная комиссия по проблемам использования сметных программ, содержащих недостоверные данные (далее – Комиссия). 20 мая 2009 года состоялось очередное заседание Комиссии.

За прошедшие 2 месяца из различных регионов Российской Федерации в адрес Комиссии поступил ряд материалов, указывающих на большое количество ошибок, содержащихся в сметно-нормативных базах некоторых программных комплексов. В сообщениях были приведены примеры смет, составлен­ных в сметных программах ГРАНД-Смета и СМЕТА.РУ,  содержащих ошибочные расценки и наруше­ния кодов в базах ГЭСН, ФЕР и ТЕР. Также представленные материалы содержали сравнительные подборки расценок, взятых из этих программ, и расценок из программных комплексов, использующих эталонную сметно-нормативную базу. Поводом для подобного анализа стали постоянные обращения в региональные органы ценообразования строительных организаций, применявших в своих сметных расчетах программы, содержащие недостоверные сметно-нормативные базы.

От этих ошибок, допускаемых недобросовестными разработчиками, страдают вполне реальные орга­низации, вынужденные использовать в своей работе программы, практически безальтернативно навя­зываемые потребителю в некоторых регионах России. И эти организации несут столь же реальные материальные убытки.

Среди разработчиков, заведомо предлагающих потребителям некачественный продукт, Общероссий­ская профсоюзная комиссия отмечает деятельность следующих организаций:


1. Компания ГРАНД (группа юридических лиц ГРАНД).

2. СМЕТА.РУ (группа юридических лиц Строй Софт).

 

Рассмотрев поступившие материалы, Комиссия сочла необходимым донести до общественности ряд соображений, проясняющих сложившуюся ситуацию.

Полномочия в сфере ценообразования, в том числе по распространению сметно-нормативных баз, по контролю за разработкой и достоверностью сметно-нормативных баз и методик лежат на Министер­стве регионального развития Российской Федерации и, в соответствии с Положением Минрегиона России, реализуются через свои подведомственные учреждения, в частности, через ФГУ Федераль­ный центр ценообразования.

Все организации, выпускающие программные комплексы для сметных расчетов, так или иначе ис­пользуют сметно-нормативные базы, разрабатываемые Федеральным центром ценообразования (ФГУ ФЦСС) и другими уполномоченными организациями, выпускаемые в виде печатных сборников расценок. Однако поскольку данные базы находятся в свободном доступе, организации, разрабатываю­щие их, не могут в полной мере контролировать качество «конечного продукта», т.е. электронных баз данных, созданных на основе утвержденных печатных сметных нормативов. Одним из инструментов, позволяющих преодолеть такое положение, стало введение Федеральным центром ценообразования Регистрационной карты владельца эталона сметно-нормативной базы ценообразо­вания в строительстве, которая должна выдаваться продавцом сметной программы каждому конечно­му пользователю и служить подтверждением правомерности использования эталонной СНБ. Для ко­нечного пользователя данная карта служит гарантией того, что используемая им сметная программа содержит точный электронный аналог (эталон) печатной сметно-нормативной базы.

По информации Общероссийской профсоюзной комиссии никаких официальных отношений между компаниями ГРАНД и СМЕТА.РУ и ФГУ ФЦЦС нет, а используемые этими разработчиками СНБ не были верифицированы. Несмотря на это, компании ГРАНД и СМЕТА.РУ не перестают утверждать, что в состав их программ входят самые достоверные данные, опирающиеся на сметно-нормативную базу новой редакции.

И этот обман прикрыт весьма изощренным способом. Компании ГРАНД и СМЕТА.РУ опубликовали в сети набор сертификатов так называемого «соответствия» программного продукта или баз данных, входящих в состав программного продукта, официальным изданиям. Однако способность этих сертификатов гарантировать достоверность баз вызывает сомнения.

Всем известно, что в процессе добровольной сертификации органы сертификации не несут никакой ответственности за то, что они сертифицируют, кроме того, сама процедура сертификации не всегда настолько прозрачна, чтобы можно было судить о ее достоверности. Яркий пример тому – сертификация якобы «официальных» баз данных, используемых программным продуктом ГРАНД. Комиссии удалось выяснить, что заключение о соответствии электронных баз данных официально изданным печатным сборникам ГЭСН выносится органом сертификации на основании выборочной проверки всего ОДНОГО (!) процента всей содержащейся в базах информации. И этот факт волне объясняет другое несоответствие, выявленное Комиссией. Так представленный на сайте компании Сертификат соответствия Базы данных программного комплекса «ГРАНД-СМЕТА» был выдан 31.03.2009 года. Однако новая редакция сборников ГЭСН и ФЕР, утвержденных приказами Минрегиона РФ №207 и №253, соответствие которой данный сертификат подтверждает, была готова только 23.03.2009 года и не могла быть отдана в печать ранее этой даты. Соответственно даже если разработчики программного комплекса «ГРАНД-СМЕТА» каким-то образом смогли заполучить еще не напечатанные сборники, в их распоряжении было не более недели для того, чтобы перевести несколько десятков тысяч (!) расценок и норм в электронный формат. И это не учитывая то время, которое было необходимо органу сертификации для проверки соответствия баз данных еще не напечатанным «печатным сборникам».

Более того, в программных продуктах ГРАНД-СМЕТА и СМЕТА.РУ одна и та же база может быть представлена в 3-х редакциях, а значит, как минимум 2 из них недостоверны. Пользователю фактически предлагается выбор, с какой базой ему удобнее работать: с той, которая позволит сэкономить бюджетные средства (и лишь при условии, что из 3-х баз хотя бы одна – близка к достоверной), или с той, что позволит извлечь максимальную прибыль за казенный счет.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в схеме работы вышеперечисленных компаний присутствуют элементы мошенничества «финансовой пирамиды». Данные организации на коммерческой основе распространяют не только недостоверные сметные программные продукты, но и будущие обновления сметно-нормативных баз, гарантировать выпуск которых эти организации не могут.

Подобные факты ярко свидетельствуют, что выданные данным компаниям сертификаты не могут иметь под собой никакой легитимной основы, а все утверждения разработчиков этих программных продуктов о соответствии используемых ими баз данных новой редакции СНБ – откровенный обман.

В ходе заседания члены Комиссии также отметили, что компании ГРАНД и СМЕТА.РУ, являясь в отдельных регионах монополистами, настолько мощно организовали сеть распространения недостоверной информации, что это приняло угрожающие масштабы. Две эти компании занимают до 80% рынка, и в настоящее время никакого противодействия, ни со стороны сметчиков и со стороны органов государственной власти им нет.

Компании ГРАНД и СМЕТА.РУ – коммерческие организации, прежде всего стремящиеся реализовать свой коммерческий интерес. Однако этот интерес в данном случае противоречит реализации государственной политики в сфере ценообразовании. Одной из основных задач этой политики является снижение коррупции и финансовых злоупотреблений в сфере бюджетного строительства. Именно этому служат разрабатываемые Минрегионом РФ и ФГУ ФЦЦС меры по стандартизации и повышению достоверности сметных расчетов. Однако ГРАНД и СМЕТА.РУ целенаправленно и массированно ведут антигосударственную политику, прямым и косвенным образом противодействуя реформам. Их деятельность проявляется в организации семинаров, встреч, конференций, целью которых является отнюдь не совершенствование профессионализма сметного сообщества, а продвижение своей «продукции» и сопутствующей ей «политики», служащей завоеванию и сохранению привилегированного положения на рынке сметных программ. Постоянно выступая за «рыночные отношения» и противодействие государственному регулированию, эти компании, тем не менее, являются монополистами в своей области. Общемировая практика доказывает, что монополисты всегда и всеми средствами будут противостоять качественной конкуренции и стремиться к сохранению своей лидирующей роли на рынке.

На основании вышеизложенного Общероссийская общественная комиссия по проблемам использования сметных программ, содержащих недостоверные данные, РЕШИЛА:

1. Осудить деятельность компании ГРАНД и СМЕТА.РУ по распространению недостоверных сметных программ.

2. Рекомендовать Президиуму Общероссийского профессионального союза сметчиков принять необходимые меры по информированию сметного сообщества, органов государственной власти, органов местного самоуправления и строительных организаций Российской Федерации о неправомерной деятельности компаний ГРАНД и СМЕТА.РУ.

3. Учитывая сложную ситуацию в строительной отрасли, связанную с переходом от системы лицензирования к саморегулированию, а также издержки финансового кризиса, рекомендовать Общероссийскому профессиональному союзу сметчиков обратиться к разработчикам сметных программ и нормативных баз данных с тем, чтобы максимально снизить стоимость приобретения, а в отдельных случаях бесплатно оснащать особо нуждающиеся организации своими программными продуктами. Подобные меры станут подспорьем в совершенствовании системы ценообразования в Российской Федерации, и позволят предприятиям — конечным пользователям пережить реформы без дополнительных затрат со своей стороны.

4. Рекомендовать Общероссийскому профессиональному союзу сметчиков реализовать свое право внесения предложений в органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления РФ и привлечь к ответственности юридических и физических лиц, занимающиеся распространением сметных программ, содержащих заведомо недостоверные данные.
Положительный результат работы Общероссийской комиссии уже есть: по результатам переговоров Комиссии с представителями разработчика государственного программного комплекса сметных расчетов ГосСтройСмета государственным предприятиям, контролирующим органам, муниципальным заказчикам данный программный комплекс будет предоставляется бесплатно или на льготных условиях.

Уважаемые друзья, в настоящее время Комиссия продолжает свою работу. Очередное заседания Общероссийской общественной комиссии по проблемам использования сметных программ, содержащих недостоверные данные, состоится 20 июля 2009 г. Просим Вас свои рекомендации, жалобы и заявления, касающиеся распространения сметных программ, содержащих недостоверные данных, направлять в адрес Общероссийской комиссии ОПСС, 117513, г. Москва, ул. Островитянова, д. 10/1.

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:


24 апреля 2009 года на расширенной коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации, наряду с другими вопросами, также были обсуждены проблемы использования сметных программ.

В решение Минрегинонразвития России «Об итогах работы Министерства в 2008 году и планах на 2009 год» от 24.04.2009 г. определены нижеперечисленные задачи:

- обеспечение разработки государственных сметных нормативов, обеспечивающих достоверность стоимостных расчетов на стадиях бюджетного планирования, проектирования и проверки достоверности сметной стоимости инвестиционных проектов, включая  совершенствование ценообразования в строительстве при реализации государственных (муниципальных) программ;

- разработка предложений по внедрению прогрессивных средств автоматизации процессов формирования стоимостных расчетов в сфере градостроительной деятельности и комплексной системы управления затратами в строительстве, а также по  совершенствованию сметного нормирования  и ценообразования в сфере градостроительной деятельности и по приведению содержимого сметных программ и сборников ТЕР-2001 субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденными государственными сметными нормативами;
- подготовка предложений по совершенствованию ценообразования в строительстве при реализации государственных (муниципальных) программ строительства;

- подготовка рекомендаций  администрациям субъектов Российской Федерации по приведению территориальных сметных нормативов в соответствие с государственными сметными нормативами в порядке, предусмотренном приказом от 11 апреля 2008 года № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности»;

- осуществление постоянной координации  работы по приведению территориальных сметных нормативов в соответствии с государственными сметными нормативами;

- обеспечение контроля за достоверностью государственных сметных нормативов, применяемых на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Реализация вышеуказанных задач, вытекающих из решения Минрегионразвития  России от 24 апреля 2009 года, позволит систематизировать процесс разработки, а также совершенствовать и внедрять сметное нормирование и ценообразование в соответствии с утвержденными государственными нормативами.

18 мая 2009 года состоялось заседание Президиума Правительства Российской Федерации. Одним из первых и важных вопросов, обсуждавшихся на заседании, стала проблема определения стоимости объектов капитального строительства, которые финансируются из федерального и региональных бюджетов. На заседании председатель Правительства РФ В.В. Путин сообщил о подписании постановления «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

Данное постановление имеет яркую антикоррупционную направленность. Его принятие практически устраняет экономические предпосылки для развития коррупции, а применение на практике будет способствовать снижению федеральных расходов на объекты капитального строительства.
Вице-премьер Правительства РФ Д.Н. Козак рассказал, что подписанное постановление направлено на систематизацию сметного нормирования и установление единых подходов к разработке сметной документации: постановление определяет предмет проверки сметной стоимости и порядок осуществления такой проверки органами Главгосэкспертизы, определяет перечень документов в области сметного нормирования, разработка которых должна быть выполнена в первоочередном порядке.

Руководитель аппарата Президиума, Заместитель Председателя Общероссийского профессионального союза сметчиков Арам Хачатрян от имени руководства ОПСС приветствовал принятие этого знакового постановления и отметил, что оно позволит повысить точность определения потребностей в финансовых средствах на строительство объектов капитального строительства и предупредить злоупотребления в сфере строительства, осуществляемого с привлечением средств федерального бюджета.

 

Пресс-служба Общероссийского профессионального союза сметчиков

Статья взята с официального сайта Федерального Центра Ценообразование. Ссылка на статью:

http://www.fgufccs.ru/news/detail.php?ID=22956